Автоматизация торговли

В настоящее время полноценную работу магазина трудно представить без новых технологий. И это не просто модное веяние. В современном мире стало необходимо быстро получать точную информацию о движении товара, знать какая продукция пользуется наибольшим спросом, а какая залеживается на прилавке.
В условиях жесткой конкуренции предприятиям розничной  торговли необходимо не только удержать покупателей, но и, по возможности, привлечь новых. А для этого мало красивой вывески, немаловажную роль играет качественное и оперативное обслуживание.

Первое преимущество: Возможность организации не только стоимостного, но и количественного учета в магазине. В отношении каждого товара можно :
- сказать, когда товар поступил, от какого поставщика, по какой цене; как идет реализация продукта;
- составить рейтинги реализации товаров по поставщикам, изготовителям продукции;
- рассчитать оборачиваемость каждого наименования по временам года или дням недели;
- в любой момент получить информацию о заканчивающемся в торговом зале товаре.
Обобщив вышесказанное, можно подытожить, что количественный учет на предприятиях розничной торговли помогает правильно планировать закупку товаров и не допустить, чтобы товар лежал на полках мертвым грузом.
Второе преимущество: Руководство магазина, бухгалтера, товароведы и другие специалисты предприятия с помощью локальной вычислительной сети могут формировать любые справки и получать любую информацию на своем рабочем месте. Магазин может организовать для покупателей телефонную линию консультаций о наличии товара в магазине, о характеристиках товара, его цене. Причем эта информация будет сообщаться покупателю в режиме реального времени, т.е. с гарантией ее достоверности.
Третье преимущество: Проблема реализации сотрудниками магазина своего товара возникает во многих торговых точках, а особенно в крупных. Появляется гарантия, что товар не проникнет на прилавки магазина без санкции руководства предприятия.
Четвертое преимущество: Уменьшаются возможность недочетов при работе с клиентами:

  • продавец не может увеличивать цены на товар по своему желанию;
  • нельзя провести незамечено, т.е. без оформления соответствующих документов, операции по обмену или возврату товара;
  • становится невозможно продать один и тот же товар два раза - с такими проблемами сталкиваются магазины, которые доставляют покупателю товар больших габаритов, как то: мебель, крупные музыкальные инструменты и т.д. Например один продавец, оформив продажу товара, заносит ее в заказы на доставку, а выставить сообщение о продаже забывает. Второй продавец продает этот товар другому покупателю и также оформляет заказ на доставку. Обычно в таких случаях магазину приходится возвращать деньги или производить обмен товара с уплатой неустойки.

Пятое преимущество: Упрощаются операции по проведению расчетов с контрагентами:
- можно оперативно сообщить поставщику о проданном товаре, о возвратах товара, причинах возврата;
- если автоматизация розничной торговли проводится в рамках единой системы, позволяющей организовать комплексное ведение бухгалтерского учета, то можно сразу информировать об оплате товара и взаимной задолженности, а также напомнить поставщику о необходимости оформления документов (таких, как счета-фактуры и доверенности).
Шестое преимущество: Производится автоматическое формирование всех необходимых документов, начиная от выписки счетов и накладных и кончая балансом предприятия и всей отчетностью для налоговой инспекции. Персональный компьютер обеспечит соответствие документов друг другу.

Современные формы организации торговли

В настоящее время существуют следующие основные форматы магазинов:
·  гипермаркет;
·  супермаркет;
·  дискаунтер или магазин эконом класса;
·  магазин у дома;
·  торговый комплекс в формате "Молл".
Сравнительная таблица форматов магазинов

Гипермаркет

Супермаркет

Дискаунтер

Магазин у дома

Площадь торгового зала, кв.м.

> 4000

800-4000

250-800

50-250

Количество кассовых узлов

25-40

5-25

2-10

1-3

Ассортимент, тысяч товаров

25-50

2,5-25

0,8-2,5

< 1,0

Уровень цен

Специальные цены

Выше среднего

Ниже среднего

Средние

Количество покупок в день

2300-10000

1200-2300

1000-2700

< 1000

Численность персонала

> 200

45-200

20-45

< 20

Собственные цеха

Представлены широко

Имеются

Отсутствуют

Имеются

Формат "Молл" можно охарактеризовать как большой торгово-развлекательный комплекс с огромными площадями, на которых представлено большое количество магазинов и бутиков с огромным выбором товаров и услуг.

Организация торговых залов

Существуют 4 основных варианта организации торговых залов и обслуживания покупателей:
·  касса за прилавком;
·  касса в центре зала;
·  демонстрационный зал;
·  самообслуживание.
Сравнительная таблица организации торгового зала магазинов

Касса за прилавком

Касса в центре зала

Демонстрационный зал

Самообслуживание

Описание

Наиболее удобная для покупателя организация торгового зала после самообслуживания, позволяющая выбрать, оплатить и получить покупку без лишних хождений к кассе. Применяется, как правило, в торговых павильонах, в бутиках, магазинах со специализированный организацией торговли и в большинстве небольших магазинах.

Данный тип организации применяется, как правило, в магазинах с большим количеством секций или на специализированных предприятиях, торгующих по образцам. Такая организация торговли повсеместно применялась еще в советские времена.

Применяется в основном при торговле крупногабаритными товарами. В торговом зале выставлены образцы, а продавец-консультант фиксирует выбранные покупателем товары в "мягком чеке" или на терминале сбора данных.

Организация торговли, обеспечивающее самое быстрое и качественное обслуживание покупателей. На сегодняшний день признана самой эффективной и доминирующей на рынке ритейла.

Пеимущества

Невозможность воровства товара покупателями, отсутствие хождений в кассу, отсутствуют трудности с идентификацией товара, т.к. он доступен кассиру, экономия на зарплате кассира.

Оптимальна с точки зрения минимизации воровства в зале самообслуживания и махинаций со стороны персонала, т.к. выручка отделена от продавца.

Из-за редкости применения и явно выраженной специализации эта форма организации торговли недостатков и преимуществ не имеет, поскольку в своей нише ей нет альтернативы.

Самая высокая скорость обслуживания, самая удобная для покупателей, отсутствуют трудности с идентификацией товара, экономия торговых площадей, экономия на зарплате продавцов и многое другое.

Недостатки

Низкая скорость обслуживания, т.к. продавец выполняет функции кассира, по этой же причине увеличивается вероятность махинаций со стороны кассира-продавца.

Низкая скорость обслуживания из-за хождений покупателя в кассу и обратно, трудности с идентификацией товара.

Из-за редкости применения и явно выраженной специализации эта форма организации торговли недостатков и преимуществ не имеет, поскольку в своей нише ей нет альтернативы.

Единственный недостаток - дополнительные расходы на антикражное оборудование для предотвращения воровства в зале самообслуживания.

Выводы

Мировая практика показывает, что наиболее эффективной формой организации ритейла является система самообслуживания. Магазины, которые работают по старинке просто не выживают в конкурентной борьбе, и где-то 8 % таких неавтоматизированных магазинов ежегодно разоряются и закрываются.
Основные аргументы в пользу самообслуживания:
·  эффективное использование торговой площади – на одной и той же площади в магазине самообслуживания можно разместить гораздо больше товаров, нежели чем в магазинах секционной или прилавочной торговли, что в свою очередь позволяет существенно расширить ассортимент товаров предлагаемых покупателю.
·  снижение времени обслуживания покупателя - в секционном магазине покупатель должен стоять в очереди в каждый отдел, а в магазине самообслуживания ему нужно пройти только очередь в кассу. Если у покупателя нет времени, в секционном магазине он сделает покупки только в тех отделах, где продаются самые нужные для него товары, а в магазине самообслуживании время, проведённое покупателем в магазине, почти не зависит от количества покупок.
·  наглядная выкладка товаров для покупателей - чтобы получить подробную информацию о товаре в магазине секционной торговли, покупатель каждый раз должен обращаться с вопросом к продавцу, что особенно неудобно, когда в отделе очередь. В условиях самообслуживания покупатель может сам ознакомиться со всеми характеристиками товара.

·  возрастает вероятность покупки товара - покупатель покупает не тот товар за которым он пришел, но и тот, покупка которого не планировалась, просто товар попался на глаза и понравился. При прочих равных условиях средний чек покупки в магазине самообслуживания всегда выше, чем в магазине прилавочном торговли.

·  большие возможности по проведению рекламных компаний - появляется возможность применять различные методы выкладки товара на прилавок в рекламных целях для выделения и продвижения того или иного товара.

Преимущества, предоставляемые системами автоматизации торговли, которые лежат на поверхности:

·  ведение управленческого и финансового учета;
·  управление ценообразованием;
·  контроль работы с поставщиками;
·  обслуживание и лояльность покупателей ;
·  контроль складских запасов и инвентаризация;
·  контроль хищение со стороны персонала;
·  контроль скрытой торговли «своим» товаром;
·  быстрое снятие кассы (выручки);
·  контроль продаж и отчетность;
·  быстрый учет наличных, безналичных и иных продаж;
·  и самое главное – полный контроль рентабельности предприятия.
Этот перечень преимуществ можно расширять и детализировать, но вывод остается один: только в автоматизированном магазине можно в полной мере снизить издержки и снимать максимальную прибыль с квадратного метра полки с товаром.

Пример структуры систем автоматизации торговли.

Схема автоматизации торговли

Модуль Front-office

Этот модуль является программно-аппаратным комплексом, обеспечивающим взаимодействие торгового предприятия с покупателем и выполнящим следующие функции:
·  проведение кассовых операций (регистрация продаж и возвратов товара, прием платежей);
·  управление кассовым торговым оборудованием;
·  дисконтная система магазина;
·  контроль за действиями персонала магазина при продажах;
·  контроль за действиями клиентов магазина;
·  дополнительные функции (этикетирование товаров, информационные киоски, антикражные ворота и т.п.);
В состав Front-office входят рабочие места кассиров, построенные на базе кассовых POS-терминалов с подключёнными к ним сканерами штрих-кодов. Помимо кассового оборудования в торговом зале можно установить фасовочные или торговые весы с печатью этикетки, в которые хранится ассортимент весового товара с наименованием, штрих-кодом и ценой товара.
Весы в своей памяти могут содержать список до нескольких тысяч наименований товаров со штрих-кодом и ценой. Если весы с печатью этикетки установлены в торговом зале, то покупатель получает взвешенный товар прямо на месте продажи с приклеенной на упаковке этикеткой со штрих-кодом, наименованием, массой и стоимостью.
Поскольку в штрих-коде содержится масса товара, то системе автоматизации по коду товара легко определить цену товара и по его массе определить стоимость. Для взвешивания товаров, подлежащих предварительной фасовке перед продажей (сыров, колбас, конфет и т.п.), в подсобном помещении или за прилавком, установливают фасовочные весы с печатью этикетки. После фасовки товар с наклеееной этикеткой выдается покупателю или выкладывается в торговом зале.
Важным элементом торговой политики магазина является дисконтная система - совокупность правил и условий, по которым покупателям, в т.ч. и постоянным предоставляется дисконт: скидка, товар или услуга.
Функциями дисконтной системы являются привлечение и удержание покупателей, а также получение информации о покупателе. Как правило, во Front-office уже встроена собственная система дисконтирования, позволяющая производить начисление произвольных, фиксированных и автоматических скидок и надбавок.
В качестве факторов начисления могут выступать:
·  временные параметры (дата, время, день недели);
·  характеристики продажи (количество, сумма чека или позиции);
·  характеристики клиента (карта клиента).

Модуль Back-office

Этот модуль является программно-аппаратным комплексом, обеспечивающим ведение товарно-финансового учета торгового предприятия и выполнящим следующие функции:
·  товарный учет в магазине;
·  бухгалтерский учет;
·  управленческий учет;
·  управление дисконтой политикой торгового предприятия;
·  управление персоналом;
·  управление взаимоотношениями с поставщиками;
·  управление торговым оборудованием;
Компьютерная частm Back-office может содержать сервер баз данных (необязательно) и комплектуется обычными ПК, с подключенными к ним ручными сканерами штрих-кодов, принтерами этикеток для маркировки товаров штрих-кодами, терминалами сбора данных для быстрого проведения инвентаризаций. Это рабочие места товароведов, менеджеров, бухгалтеров и управляющих.
Основную часть Back-office составляет не оборудование как таковое, существенной частью системы автоматизации торговли является программное обеспечение, которое еще называют товаро-учётной системой. Если возможность борьбы с воровством со стороны персонала и покупателей с помощью автоматизированной системы учета более менее очевидна для каждого владельца магазина, то остальные преимущества, которые даёт детальный автоматизированный учёт, требуют отдельного рассмотрения.
Ассортимент современного магазина может составлять до 50 тысяч наименований товаров в зависимости от формата магазина. Управление таким ассортиментом и идентификация товара практически невозможна без применения систем автоматизированного учёта и управления. Другое важное преимущество автоматизированного учёта – возможность ведения учёта товаров по закупочным ценам, что позволяет предоставлять владельцам магазина точную, реальную, а не усреднённую картину затрат, прибылей и убытков в любой момент времени.
Детальный учёт товародвижения в магазине обеспечивает получение оперативной информации о наличии и о продажах товаров, и эта информация по мере накопления может служить исходными данными для принятия решений по управлению магазином. Автоматизация учёта позволит оперативно получать расширенную аналитическую информацию о текущем состоянии торгового процесса:
·  проводить анализ динамики продаж товаров по товарам, группам товаров;
·  отслеживать изменение потребительского спроса по дням, неделям, месяцам;
·  проводить анализ продаж товаров по прибыли;
·  выявлять наиболее или наименее прибыльные товары и т.п.

 

Автоматизировав магазин, его владелец получает в свое распоряжение полноценный инструмент для самостоятельного и полного контроля над своим бизнесом, не передоверяя это в чужие, подчас нечистоплотные, руки. Автоматика неподкупна и не ошибается.

 

Наша фирма осуществляет весь спектр работ и услуг по автоматизации деятельности предприятий сферы услуг и торговли: внедрение, настройку, пуско-наладочные работы, сопровождение, обучение персонала, обслуживание и поддержку программного обеспечения.

 

© 2007—2017 «ЦТО ООО ДЕЛЬТАСЕРВИС»
; ·  контроль продаж и отчетность;